В широкой номенклатуре сельскохозяйственной техники часто используются плоские приводные ремни для передачи вращения между валами, расположенными на некотором удалении друг от друга. Может ли плоский ремень в этом случае соскочить со своего шкива привода?

Действительно, обод не должен позволять ремню «гулять» и болтаться на шкиве. Все плоские приводные ремни имеют тенденцию к смещению или сползанию по плоской поверхности. Однако, обода не плоского сечения, т.е. имеющие реборды – не рекомендуются к применению, поскольку в этом случае ремень может касаться о реборду, истираться и изнашиваться. Либо же вследствие систематического касания ремень привода может растягиваться и, в конце концов, соскочить со шкива. Для удержания приводного ремня в центре шкива применяют следующий конструктивный прием – внешняя поверхность шкива выполняется выпуклой, края имеют номинальный диаметр, а центр увеличенный диаметр. К примеру, плоские направляющие шкивы могут иметь обод высотой 0,4…0,5 мм. Это подразумевает, что диаметр центральной части на 0,8…1 мм больше чем диаметр на периферии обода.

Для приводных ремней классического или узкого сечения (шириной менее 50 мм) применяется выпуклый обод с высотой наплыва на ободе 0,8 мм. Для более широких ремней выполняется наплыв на ободе высотой 1,6 мм. Ширина наплыва может составлять 20…40% от ширины приводного ремня. При этом высота наплыва не должна быть излишне большой, иначе установка ремня будет чрезмерно трудоемкой.

Эти правила устройства выступающих частей, которые могут нуждаться в изменениях, в зависимости от того, насколько обеспечивается соосность шкивов/валков, или же, как соблюдается прямоугольная форма ремня, которые могут понадобиться вам при подборе комплектующих.

Имейте в виду, что выпуклый обод может быть неэффективен для приводных ремней, которые часто меняют свое направление вращения. Это вызвано тем, что обычно требуется порядка трех оборотов шкива, для того чтобы плоский ремень занял на нем правильное положение. В таких случаях вам может понадобиться плоский ремень с V-образной направляющей (иными словами – маленький клиновой ремень, приваренный к внутренней части плоского ремня) и плоский шкив с V-образной проточкой в центре. Для справки о принципе работы выпуклых ободов смотрите рисунок ниже.